В последней четверти XVIII века греки удалились из Крыма. Это событие имело громадное влияние не только на Успенский скит, но и на судьбу всего христианского населения Таврического полуострова. С их уходом Успенская скала лишилась всего, что в ней было и что при ней жило, и сама была покинута на произвол всех и каждого. Однако благодать Господа и покров Его Пречистой Матери, избравшей Успенскую скалу местом явления Своего образа, не оставляли ее Своим благословением. Покровительствовать этому святому месту стали не только соседние христиане, но и ханы. Известно, например, что крымский хан Ачигерей, отправляясь на войну против своих врагов, обыкновенно обращался с молитвой о помощи к Пречистой Богородице и всякий раз, «егда откуда с корыстью и победой возвращашеся, тогда, избрав коня или двух, елико наилучших, продаваше и, накупивши воску и свеч соделавши, поставляше тамо чрез целый год, еже и наследники его крымские ханы многажды творяху». И после того, как греки покинули Крым, татары не оказали ненависти к «святому месту Марии». Напротив, сам татарский хан позаботился приискать в Бахчисарай греческого священника, который отправлял бы службы для оставшихся здесь немногих греков. Из Анатолии прибыл Спиранди. Хан обошелся с ним очень милостиво и обещал ему на будущее время свое покровительство. Об этом рассказывал сын этого священника, тогда еще бывший десятилетним отроком и недавно умерший 80-летним старцем, бахчисарайский протоиерей Спиранди.
Относительно самого явления чудотворной иконы Божией Матери исторических свидетельств не сохранилось, но есть два предания, которые мы здесь и приводим.
Одно предание говорит, что в пределах горного ущелья, близ Бахчисарая появился однажды большой змей и стал убивать своим ядом не только животных, но и людей. Местные жители, греки и генуэзцы, не могли его истребить. Чувствуя свое бессилие, они обратились с молитвой к Пресвятой Богородице и просили Владычицу освободить их от этого змея. И вот они ночью увидели, что на скале горит свеча. Они тотчас же высекли в горе ступени и по ним поднялись к горевшей свече. Там они обрели образ Богоматери. Недалеко от него лежал и издохший змей, который был немедленно же сожжен. После этого греки и особенно генуэзцы, жившие в Феодосии, стали усердно посещать это место для поклонения св. образу Богоматери.
Другое предание говорит, что в давно минувшее время возле этих мест пас стада пастух одного здешнего князька Михаила. Однажды он загнал свои стада в нынешний Успенский овраг и увидел на скале икону Божией Матери. Она находилась в саженях десяти от земли, и перед ней горела свеча. Об этом узнал местный князек и приказал принести икону в свой дом, находившийся в окрестных горах. Хотя Михаил и с благоговением принял св. икону, но на следующий же день ее не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте, на скале. Вторично образ был внесен в дом, и опять повторилось то же. Тогда решили св. икону не трогать, а устроить малый храм в скале, против места явления иконы Богоматери. С этой целью была иссечена пещера, а снаружи пристроена к ней лестница. В виду того, что явление образа последовало 15 августа, то храм этот был освящен в честь Успения Богородицы.
Уже было упомянуто, что когда в 1779 году греки Пантикапеи, Феодосии и Херсонеса во главе со своим последним митрополитом Готтским и Кефайским Игнатием покинули Крым и навсегда переселились в пределы России, тогда это святое место запустело, хотя и не окончательно. При этом переселении греки взяли с собой и чудотворную икону Богоматери и принесли ее в город Мариуполь, что в Екатеринославской губернии. После присоединения Крыма к России в 1783 году греки опять стали селиться в Бахчисарае, и Успенская церковь была сделана для них Приходским храмом. Когда же в 1789 г. для них был воздвигнут в Бахчисарае особый храм во имя святителя Николая, а в 1800 году был окончен соборный храм, тогда Успенский храм снова запустел; он был обращен в кладбищенскую церковь и почти полвека стоял, охраняемый лишь наемным сторожем.
Однако Божия Матерь, освятившая это место явлением Своего образа, не переставала покровительствовать Успенской скале. Через невидимое присутствие чудодейственной Своей силы Она стала являть знамения Своего милосердия над болящими и таким образом поддерживать в народе благоговейное усердие к Панагии в Успенской скале. Так, например, один больной сын грека, имевший скорченные руки и ноги, был приведен отцом своим на Успенскую скалу; когда после литургии и молебна с акафистом он приложился к иконе Успения Богородицы, то тотчас же получил исцеление. Получил здесь исцеление также и один офицер из Евпатории, который страдал припадками беснования. Последний после этого в течение всей своей жизни испытывал особое благоговение к месту своего исцеления.
Надписи на стенах балкона перед церковью показывают, что в числе посетителей Успенской скалы было много лиц из царствующего дома, например, императоры Александр I, Николай I, Александр II и III. Александр I Благословенный, посетив в 1818 году пещерный храм, спросил у протоиерея Спиранди:
— Где место явления св. иконы?
Старец вывел императора из храма на балкон и указал на стену с изображением на ней лика Божией Матери — копии с явленной. Государь велел подать ему лестницу и свечу. С зажженной свечой он взошел по лестнице к самой иконе, приложился с благоговением к ней и с особенным усердием своей рукой прилепил перед ней свечу к каменной скале.
В 1850 году, по Высочайшему повелению, благодаря стараниям архиепископа Херсонского Инокентия, совершено было восстановление Бахчисарайской обители. Она носит теперь название Бахчисарайского Успенского скита или Панагии. Пещерная церковь получила благолепный вид; в пещерах и ущельях построено до 16 келий для пустынного жития братии. Открытие скита произошло 15-го августа. В этот день к храмовому празднику Успения стекается ежегодно множество богомольцев для поклонения списку с явленного здесь образа Богоматери.
Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914]
Бахчисарайскую икону также называют Крымской и Мариупольской. Первоначальное её обретение совершилось в Успенском скиту, расположенном в горном ущелье близ Бахчисарая. Основали скит православные греки. Существует несколько преданий явления иконы. Согласно первому преданию, в пределах горного ущелья, близ Бахчисарая, однажды появился большой змей и стал убивать своим ядом не только животных, но и людей.
Чувствуя свое бессилие, местные жители, греки и генуэзцы, обратились с молитвой к Пресвятой Богородице и просили Владычицу освободить их от этого змея. И вот как-то ночью они увидели, что на скале горит свеча. Жители тотчас высекли в горе ступени и по ним поднялись к горевшей свече. Там они обрели образ Богоматери. Недалеко от него лежал и издохший змей, который был немедленно же сожжён. После этого греки и особенно генуэзцы, жившие в Феодосии, стали усердно посещать это место для поклонения святому образу Богородицы.
Другое предание гласит, что в давно минувшее время возле этих мест пас стада пастух одного здешнего князька Михаила. Однажды он загнал свои стада в нынешний Успенский овраг и увидел на скале икону Божией Матери. Она находилась в саженях десяти от земли, и перед ней горела свеча. Об этом узнал местный князёк и приказал принести икону в свой дом, находившийся в окрестных горах.
Хотя Михаил и с благоговением принял икону, но на следующий же день её не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте, на скале. Вторично образ был внесён в дом, и опять повторилось то же самое. Тогда решили святую икону не трогать, а устроить малый храм в скале, против места её явления. С этой целью была иссечена пещера, а снаружи пристроена к ней лестница. Ввиду того, что явление образа последовало 15 августа (28 по новому стилю), то храм этот был освящён в честь Успения Богородицы.
В 1779 году греки Пантикапеи, Феодосии и Херсонеса во главе со своим последним митрополитом Игнатием покинули Крым и навсегда переселились в пределы России. При переселении греки взяли с собой и чудотворную икону Богородицы и принесли её в город Мариуполь. После присоединения Крыма к России в 1783 году греки опять стали селиться в Бахчисарае. В Успенской обители был установлен список (копия) с чудотворной иконы, от которого стали проистекать исцеления.
О, Пресвятая Госпоже, Царице небесе и земли, Преблагословенная Мати Христа Бога нашего! С верою и любовию молитвенно прибегаем мы недостойнии к Тебе, Пречистая Заступнице наша. Ты ecи Покровительнице града нашего Мариуполя и всея Приазовския земли благословение. Твой бо образ святый, чудесно явленный некогда в каменных горах Крымских, избави люди греческия от страшных бедствий змия великаго, пожиравшаго скоты и вся окрест живущих, и избави и нас от вредоносных козней диавольских, от враг видимых и невидимых, от напастей, скорбей и болезней, и всякого зла. Ты еси Путеводительнице благая, путь спасения верным указующая. Твой бо образ святый принесеся от гор Крымских во основание града нашего Мариуполя святителем Игнатием, и яко светильник пресветлый просвети верою православною вся живущий в нем. Ты еси воистину Богородице всепетая, яко вся Тебе возможна суть, и елика аще восхощеши, власть имаши вся совершити. Никтоже бо притекаяй к Тебе, пред образом сим моляшеся посрамлен отходит, но просит благодати и приемлет милость по благому изволению во спасение душ и телес. О, Всемилостивая Мати, Мариупольское похвало и наше Заступление! Тебе единей от Всевышняго дадеся власть во всем заступати и спасати нас: Ты еси верное и скорое врачевство греховных страстей наших. От Тебе Господь всяко слово прошения приемлет, Тебе вси ангели и архангели и вся начала смиренно служат, и яко Царицу небесную вси восхваляют. Ты отверзла ecu верным двери Царствия Небеснаго, - отверзи и нам, чрез наше искреннее покаяние двери спасения душ наших. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле блазе: от всякаго же начинания греховнаго и помышления лукавого отврати нас, озари наш ум светом истиннаго Богопознания, согрей сердца наша любовию Христовою и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению. Не престай молитися о нас недостойных рабов Твоих славящих Тя и почитающих Тя, и покланяющихся со умилением Пречистому образу Твоему. Да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, со Безначальным Отцем и Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
По материалам http://www.informaxinc.ru